Черная полоса Boeing: как скажутся на компании две катастрофы 737 Maх

Источник: forbes.ru

Акции Boeing на открытии торгов на Нью-Йоркской бирже 11 марта обвалились почти на 11%, до $374,31 за бумагу. Это рекордное внутридневное падение для корпорации с 17 сентября 2011 года, первой торговой сессии после терактов 11 сентября, когда бумаги подешевели сразу на 13%, отмечает Bloomberg. Причиной нынешнего пике стало второе за пять месяцев крушение лайнера Boeing 737 Max 8, последней модификации флагманской модели американского производителя: утром 10 марта самолет авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби, разбился через шесть минут после взлета. Погибли все 157 человек на борту — 8 членов экипажа и 149 пассажиров из 35 стран, включая трех россиян. Предыдущая катастрофа с Max 8 случилась 29 октября — тогда лайнер индонезийского перевозчика Lion Air рухнул в Яванское море спустя 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты, а количество жертв составило 189 человек.

Forbes изучил, что известно о возможных причинах крушений, и узнал у экспертов, как катастрофы могут сказаться на бизнесе Boeing.

Подозрительные совпадения

«Черные ящики» рухнувшего в Эфиопии самолета обнаружены, но причины катастрофы еще не установлены. Командир воздушного судна доложил наземным службам о проблемах с управлением и запросил разрешение на экстренную посадку, но не успел рассказать о деталях неполадок, сообщил журналистам гендиректор Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам. По данным сервиса FlightRadar, у лайнера возникли проблемы с набором высоты: поднявшись до 2469 метров, самолет вдруг «провалился» до 2347 метров, затем снова набрал высоту 2621 метра — и исчез с экранов радаров.

В интервью CNN бывший генеральный инспектор министерства транспорта США Мэри Скьяво обратила внимание на «подозрительные» совпадения в поведении Max 8 эфиопского перевозчика и лайнера Lion Air, потерпевшего крушение в ноябре. Тогда самолет также резко спикировал вскоре после взлета.

Согласно предварительным данным расследования, причиной катастрофы близ Джакарты стал неисправный датчик угла атаки. Прибор ошибочно сигнализировал о том, что крыло вышло за критический угол, после которого происходит срыв воздушного потока и сваливание самолета. Чтобы парировать угрозу, система MCAS (maneuvering characteristics augmentation system) автоматически направляла нос самолета вниз. Такая нештатная ситуация фиксировалась четыре рейса подряд. После катастрофы Boeing выпустил дополнительные пояснения для пилотов о работе MCAS.

Существуют и другие версии причин катастрофы в Индонезии — неисправность руля высоты или даже неосведомленность пилотов Lion Air о функциях электронных помощников самолета. Но даже если будет доказана «вина» датчика угла атаки, то следователям придется выяснить, производственный это или эксплуатационный дефект: прибор мог быть заменен и некорректно настроен авиакомпанией в ходе технического обслуживания самолета.

Китайская угроза

Пока расследования обоих происшествий не завершатся, Boeing будет нести существенные репутационные потери, хотя «увязывать» катастрофы до выяснения причин «крайне некорректно», рассказал Forbes главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Boeing 737 Max — самая быстро продаваемая модель в истории компании, у производителя более 5000 твердых заказов на машину более чем от 100 клиентов по всему миру. В январе Boeing отчитывался о поставке 350 самолетов из этого объема почти 70 перевозчикам. Стоимость одного лайнера составляет около $120 млн. Особенность модели — двигатели LEAP-1B, обеспечивающие экономичный расход топлива.

Главной угрозой для бизнеса производителя могут стать не «эмоциональная реакция наблюдателей и СМИ, а прагматичные действия со стороны регуляторов», отмечает Пантелеев. Авиавласти Китая, крупнейшего для Boeing 737 Max рынка (порядка 20% твердых заказов), указали на схожесть сценариев двух катастроф и экстренно приостановили эксплуатацию всех 96 самолетов этого типа в стране из-за «нулевой терпимости к угрозам безопасности». «Это довольно болезненное решение и серьезный сигнал для Boeing. Никто не сомневается, что разработчик будет стараться ситуацию парировать. Если [причина катастроф — Forbes] производственный дефект, последуют исковые заявления со стороны родственников жертв и авиакомпаний. Если виноваты факторы, находящиеся за периметром ответственности производителя, мера влияния на бизнес будет другой», — рассуждает эксперт.

Помимо китайских авиакомпаний, полеты 737 Max приостановили пострадавшая Ethiopian Airlines, а также авиакомпания Cayman Airways. Однако большинство клиентов Boeing заявили, что до поступления рекомендаций от производителя продолжат использовать самолеты в обычном режиме. Среди них — российская группа S7, единственный в стране действующий эксплуатант модели. Среди других российских заказчиков — «Аэрофлот», «Якутские авиалинии» и «ЮТэйр».

Из-за катастрофы в Эфиопии Boeing пришлось отменить презентацию нового лайнера 777Х. Однако представитель компании заверил, что изменений в программе выпуска самолета не предвидится.

Скандал вокруг Boeing вряд ли сыграет на руку его конкуренту — Airbus, считает генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. «737 Maх 8 продаются как горячие пирожки. Должно вскрыться что-то экстраординарное в результате расследования, чтобы заказы перешли к конкурирующей модели Airbus — А320», — рассказал эксперт. По подсчетам Bloomberg, на сегодня у модели A320 neo около 6000 твердых заказов, но в последние месяцы Boeing со своим флагманом опережал европейскую компанию по темпам прироста портфеля.

В истории гражданской авиации случалось, что новые самолеты оказывались ненадежными, но все эти случаи происходили давно. «Например, в 1968 году сразу два Ан-10 потерпели крушение из-за производственного дефекта, программу закрыли. Но семейство самолетов 737 считается одним из самых надежных, самых проверенных. Скорее, тут трагическое совпадение, пресловутая «черная полоса», — заключает Рыбак.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.