«Это не мои «Звездные войны»: как Disney борется за любовь фанатов культовой киносаги

Источник: forbes.ru

19 декабря на экраны выйдет девятый эпизод культовой киносаги «Звездные войны» — «Скайуокер. Восход». Это третий по счету фильм в серии, снятый Disney после покупки студией компании Джорджа Лукаса Lucasfilm за $4 млрд в 2013 году. Помимо полнометражных лент из основной сюжетной линии, Disney за эти годы сняла несколько спинофф-картин об отдельных персонажах вселенной «Звездных войн», а осенью 2019-го на своем новом стриминговом сервисе начала показ сериала «Мандалорец», подарившего миру умилительного героя из расы магистра Йоды. Также студия продала миллионы лицензионных игрушек и открыла несколько парков аттракционов по мотивам саги в «Диснейлендах». Коммерческие перспективы придуманного Лукасом бренда, казалось, не должны вызывать у Disney никакой тревоги. Однако на деле студии приходится прикладывать огромные усилия, чтобы соответствовать уровню ожиданий фан-базы «Звездных войн». Как компания справляется с тем, чтобы не превратиться в глазах поклонников саги в «империю зла», разобралась газета The Wall Street Journal. Forbes выбрал самые интересные места из материала коллег, посвященного болезням роста вселенной «Звездных войн».

    Об особом статусе «Звездных войн», связанном с трепетным отношением фанатов к канону киносаги, в Disney задумались сразу после сделки с Лукасом. По данным WSJ, еще в 2013-м на встречах с подчиненными креативный директор студии Алан Хорн обращал внимание сотрудников на то, что компании важно не просто продать миллионы игрушечных экземпляров дроидов BB-8 — нужно обязательно доказать фанатам, что этот обаятельный персонаж внедрен в матрицу фильма не только ради коммерческих успехов. Слишком сильный акцент на маркетинговых задачах поклонники моментально заметят и нарекут Disney «империей зла», предупреждал топ-менеджер.
    Если с первым фильмом трилогии Disney — «Пробуждением силы» 2015 года — тревоги оказались напрасны (в США лента установила рекорд по «домашним сборам» с бокс-офисом $937 млн), то все последующие ленты саги, созданные под крылом студии, зрители приняли более сдержанно: в 2017-м «Последние джедаи» собрал на в Штатах на 33% меньше предшественника, а спинофф про Хана Соло и вовсе еле отбил бюджет. Планы на период после выпуска «Скайуокера. Восход» компания и вовсе пока не разглашала.
    То, насколько болезненно фан-база «Звездных войн» воспринимает нарушения канона, Disney узнала вскоре после покупки Lucasfilm, рассказал WSJ консультант, работавший со студией. Общественное мнение о картине может быть сформировано еще до премьеры, на основе слухов, циркулирующих на профильных форумах. «Люди буквально сходят с ума из-за любой мелочи», — комментировал этот парадокс гендиректор Disney Боб Айгер в мае 2019-го.

    Примеры такого «сумасшествия» — реакция на «Последних джедаев», которые вызвали в соцсетях мощный негативный отклик за неуважение к традициям «Звездных войн» и чрезмерный крен студии в сторону политической корректности. По мнению таких критиков, выбор в пользу афробританца и женщины на главные роли в картине — дань движениям за права чернокожих и женщин, а не диктуемая сюжетной логикой необходимость. В результате авторы ленты и актеры столкнулись в соцсетях с волной оскорбительных комментариев расистского и мизогинического толка.
    За выпуск спиноффа «Соло» в мае 2018-го фанаты раскритиковали Disney по другой причине — студия слишком сильно разогнала производственные темпы, ориентируясь не на канон «Звездных войн», а на собственные конвейеры Pixar и Marvel Studios, которые уже много лет подряд выпускают новинки с регулярностью, невиданной во вселенной имени Джорджа Лукаса. Так что премьера «Соло» всего через пять месяцев после выхода на экраны «Последних джедаев» закономерно привела к оттоку фан-базы из кинотеатров. Причем руководство Lucasfilm предвидело подобную реакцию и уговаривало «большого брата» повременить со спиноффом хотя бы до Рождества-2018. Однако его не послушали.
    В Lucasfilm вообще было принято начинать думать над следующим сценарием лишь после выпуска предыдущего фильма. Такой «расточительности» Disney не мог себе позволить. При этом между студиями периодически возникало недопонимание: например, когда специалисты по разработке видеоигр из Disney обратились в Lucasfilm за советом по игре по мотивам «Пробуждения силы», те признались, что пока сами не знают, о чем будет ближайшая лента саги, рассказали источники WSJ.

    Осторожность и предусмотрительность Disney тоже не всегда играет на руку бренду. Например, студия своевременно не озаботилась изготовлением игрушек и других товаров с изображением маленького представителя расы Йоды из «Мандалорца». Между тем сериал оказался невероятным успехом и помог Disney+ быстро собрать аудиторию в 10 млн подписчиков, а также получить одобрительные отзывы от фан-сообщества. В итоге в интернете стремительно расцвел «черный рынок» мерчендайза с Бэйби-Йодой, так что студии пришлось экстренно доводить до ума собственные разработки.
    Из-за того, что Disney всегда требует от Lucasfilm внятных сценариев новых картин с продвижением сюжета вперед и классическим голливудским нарративом, у режиссеров зачастую остается слишком узкий зазор для удовлетворения творческих амбиций. Отсюда — чехарда с назначением режиссеров: за годы, прошедшие с момента поглощения Lucasfilm, около десятка звездных авторов не довели до конца работу над «Звездными войнами», несмотря на шанс поработать с астрономическими бюджетами под $200 млн. Последний пример — нанятые во франшизу демиурги киновселенной «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс.
    Политкорректность — еще один фронт для Disney, которая стремится идти в ногу со временем и выдвигать на первые роли не только белых мужских персонажей. Это приводит в ярость часть фанатов, так что некоторым участникам этого внутреннего движения за расширение рамок канона приходится сталкиваться с негативом. Например, актриса корейского происхождения Келли Мари Трэн была вынуждена удалить аккаунты в соцсетях из-за потока расистских и сексистских оскорблений в свой адрес после выхода «Последних джедаев».
    Социальные сети вообще зачастую настроены к новой эпохе «Звездных войн» агрессивно. Например, графический дизайнер из Лос-Анджелеса Вито Гезуалди записал на YouTube ролик с объяснениям причин того, почему, по его мнению, «Последние джедаи» — «кинематографический провал». Видео в итоге собрало около 8 млн просмотров. Гезуалди признался WSJ, что только на рекламе, встроенной в ролик, за год заработал больше, чем ему было необходимо для аренды жилья.
    В дискуссиях по поводу недостатков последних «Звездных войн» поучаствовали даже российские «тролли», которые вносили хаос в обсуждения фильмов в соцсетях, утверждает научный исследователь из Университета Южной Калифорнии Мортен Бэй. По его данным, «тролли» разжигали дискуссии между сторонниками и противниками продукции Disney в доказательство того факта, что «Америка разделена».
    В то же время активисты движений в защиту прав меньшинств критикуют Disney за, напротив, слишком консервативное видение сюжета. Например, таких скептиков возмутил тот факт, что в «Последних джедаях» не был сделан акцент на теме сексуальной ориентации вице-адмирала Эмилин Холдо, которая, согласно сценарию, являлась пансексуалом. «Людям не нужен главный герой, с которым они ассоциировали бы себя — просто любой персонаж в фильме, — объяснил WSJ поклонник саги Джефф Ласситер. — Но критики все равно кричат: «Это не мои «Звездные войны»». И я спрашиваю у них: а почему фильм должен быть «ваш», а не «мой»?»
    «Скайуокер. Восход» снимает творческий куратор всех диснеевских «Звездных войн» Джей Джей Абрамс, ему же Disney ранее доверил первую ленту трилогии — и ставка сыграла. Абрамс — признанный мастер аккуратного обращения с культовым сайфай-наследием и компромиссная фигура в глазах фан-базы. В то же время Боб Айгер, по данным WSJ, уже заявил, что следующие ленты саги должны быть более понятны человеку «со стороны», а не из вселенной Джорджа Лукаса. «Нельзя сделать счастливыми сразу всех», — констатировал гендиректор Disney.

На холодный день: главные кинопремьеры этой зимы

1 из 8

Warner Bros. Pictures

2 из 8

Sony Pictures Entertainment

3 из 8

Lucasfilm Ltd.

4 из 8

Warner Bros.

5 из 8

New Regency Pictures

6 из 8

Columbia Pictures Corporation

7 из 8

DreamWorks SKG

8 из 8

Canal+ [fr]

Сиротский Бруклин

Эдвард Нортон для своей второй (после романтической комедии «Сохраняя веру» 2000 года) режиссерской работы взял роман Джонатана Литэма «Сиротский Бруклин» и перенес его сюжет из не очень лихих американских 1990-х в нуарно-гангстерские 1950-е.

Итак, Нью-Йорк 50-х. На глазах детектива Лайонела Эссорга (которого играет сам Нортон), страдающего синдромом Туретта, неизвестные смертельно ранят его начальника Фрэнка Минна (Брюс Уиллис). Преданный своему боссу и другу «сиротка Бруклин», как называл Лайонела Фрэнк, начинает расследование гибели, которое заставить иначе взглянуть на город и управляющих им людей. 

«Сиротский Бруклин»  можно описать избитой фразой «таких фильмов сейчас не делают». Сила ленты Нортона в том, что она довольно аккуратно оглядывается на прошлое, то есть на традиции нуара с его цинизмом, болью и апатией ночных улиц влекущего яркими вывесками города. Никаких новых слов или кадров — будто все это мы уже где-то видели. Никакой поддержки прогрессивных (например, феминистских) идей — одни белые мужчины здесь пытаются «прижучить» других. Но два с половиной часа в мрачном городском лабиринте, который зрителю предлагают пройти и выдавший потрясающий актерский перформанс Нортон, и написавший чарующий трек Daily Battles Том Йорк, дают значительно больше тепла, чем что-то модное и обсуждаемое.

В кинотеатрах с 5 декабря.

Следующий слайд

Джуманджи: Новый уровень

Два года назад «Джуманджи: Зов Джунглей» стал настоящим новогодним сюрпризом — поверить, что перезапуск приключенческой классики с Робином Уильямсом окажется предприятием успешным, было не так-то и просто. В памяти были неудачные ремейки «Мумии» с Томом Крузом или «Вспомнить все» с Колином Фарреллом. Но комедийный подход режиссера «Очень плохой училки» Джейка Кэздана сработал на ура — шутящие через край Дуэйн Джонсон, Кевин Харт, Джек Блэк и Карен Гиллан, сыгравшие подростков, застрявших в телах взрослых, настолько понравились зрителям, что фильму удалось собрать в прокате сумму, в десять раз превысившую бюджет ($900 млн против $90 млн).

Такая касса обеспечила появление сиквела, у которого есть два приличных козыря — новая комбинация героев (одного из них сыграл Дэнни Де Вито) и новые образы для тех же актеров, а также расширение географии. Теперь среди локаций есть, к примеру, пустыня и заснеженные горы. Да и первые твиттер-реакции, отмечающие душевность и рост количества и качества шуток, заставляют не просто обратить внимание на «Новый уровень», но ещё и задуматься о сравнениях со вторым «Мальчишником», который хоть и был повторением пройденного, но слишком уж уморительным. 

В кинотеатрах с 12 декабря. 

Следующий слайд

Звездные войны: Скайуокер. Восход

Страшно подумать, но в девятой части «Звездных войн» история семьи Скайуокер завершится, а сюжет последующих серий будет концентрироваться на ранее неизвестных героях. Оттого фильм приобретает особую важность как для поклонников многолетней франшизы, так и для киноманов в целом, — кажется, о «Восходе» разговоров сейчас не меньше, чем совсем недавно об эпохальном «Финале» марвеловских «Мстителей». 

Маркетинговые меха начал раздувать трейлер, намекнувший на появление, словно бога из машины, злодея первых двух трилогий — Дарта Сидиуса аka Палпатина. Подогрел интерес и недавно вышедший на платформе Disney+ сериал «Мандалорец». Опередив флагманский проект Netflix «Очень странные дела», многосерийный космовестерн смог возглавить список самых интересных сериалов ждля американского зрителя. Завершение «Саги о Скайуокерах», снять которое взялся ментор нынешней трилогии Джей Джей Абрамс, должно выйти, как минимум, не менее любопытным. 

В кинотеатрах с 19 декабря. 

Следующий слайд

Дело Ричарда Джуэлла

Предыдущая исключительно морализаторская картина Клинта Иствуда «Наркокурьер» доказала, что почти 90-летний режиссер готов снимать и снимать, да еще и с нехарактерным для его возраста запалом. Сомнения возникали лишь по поводу стремительно устаревающих идей, которые могут либо остаться только в пространстве «Наркокурьера», либо перебраться и в следующие работы актера и режиссера. Разрешить дилемму и предстоит основанному на реальных событиях «Делу Ричарда Джуэлла». 

В центре сюжета охранник, работавший на Олимпийских играх 1996 года в Атланте. Джуэлл своевременно заметил рюкзак с бомбой и в срочном порядке эвакуировал сотни людей. Проблема в том, что вскоре обвинения в организации теракта посыпались на самого охранника. Началась настоящая травля. Интересно, что рассматриваемый Иствудом случай удивительно перекликается с событиями его позапрошлого фильма «Чудо на Гудзоне», где в похожей ситуации оказывался герой Тома Хэнкса — пилот, совершивший не очень удачную аварийную посадку самолета. От обвинений в самоповторах может спасти продюсерский состав. В нем — Леонардо ди Каприо и Джона Хилл.

В кинотеатрах с 9 января.

Следующий слайд

Маяк

В 2016 году полнометражный дебют Роберта Эггерса «Ведьма» о поиске демонов внутри себя и собственной семьи собрал больше 15 (!) наград, включая приз за лучшую режиссуру на главном американском фестивале независимого кино Sundance. Откровенные разговоры о религии, натуралистичность в изображении человеческого насилия и философская наполненность заставили по-новому посмотреть на жанр фильма ужасов. Так начался ренессанс хоррора, вскоре продолженный такими же дебютантами Ари Астером с его «Реинкарнацией» и Джорданом Пилом, автором ленты «Прочь». В этом году постановщики представили свои вторые работы. В их числе и обескураживающий «Маяк» Эггерса. 

«Маяк» — пример едва ли не идеальной стилизации. Чтобы рассказать полную морских мифов и психиатрических исследований историю о потере разума в замкнутом пространстве, Эггерс выбирает квадратный черно-белый кадр, зовет в него одних из самых известных и ярких актеров современности — Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо — и будто бы вдохновляется настроенческими и до жути мрачными рассказами Эдгара Аллана По. Фильм уже получил приз ФИПРЕССИ в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля. 

В кинотеатрах с 16 января.

Следующий слайд

Маленькие женщины

Роман американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» о четырех сестрах семьи Марч, переживающих Гражданскую войну в США, уже представлен в мире кино четырьмя полнометражными экранизациями, двумя аниме-сериалами и одним мини-сериалом. За новую инкарнацию «Маленьких женщин» взялась актриса Грета Гервиг, режиссерский дебют которой под названием «Леди Берд» два года назад сорвал как критический (рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes составляет 99%), так и зрительский куши. 

Во времена роста движения #MeToo и подъема феминизма любопытно, как до боли знакомый многим американцам сюжет отразит современную социально-политическую повестку. Не стоит забывать о важности «Маленьких женщин» для, наверное, самого хайпового актера последних двух лет Тимати Шаламе. Он в фильме исполнит роль, которую в экранизации 1994 года воплотил еще совсем молодой Кристиан Бейл. Успех в образе Лори вероятно сможет помочь Шаламе окончательно избавиться от ярлыка красивого мальчика в пользу действительно талантливого артиста.

В кинотеатрах с 30 января.

Следующий слайд

1917

«Лучший фильм о войне со времен «Спасти рядового Райана«», «выдающееся творение кинематографа», «мастерское исследование напряжения, артистичности и работы со временем» — чуть ли не кричат твиты некоторых посмотревших «1917» режиссера Сэма Мендеса. На этот раз постановщик таких громких лент, как «Красота по-американски» и «007: Координаты «Скайфолл«», размышляет о Первой мировой сквозь призму личной драмы двух молодых солдат. 

Согласно художественной задумке «1917» должен восприниматься как фильм, снятый одним дублем. О многом говорит участие оператора Роджера Дикинса, взявшего премию «Оскар» за работу над сверхмедитативным фильмом «Бегущий по лезвию: 2049». В актерском составе военной драмы значатся Бенедикт Камбербэтч, Эндрю Скотт, Колин Ферт, Ричард Мэдден и Марк Стронг. Если возникла мысль об участии ленты в оскаровской гонке, то она вполне небезосновательна. 

В кинотеатрах с 30 января.

Следующий слайд

Офицер и шпион

Обладатель четырех наград Венецианского кинофестиваля, в том числе и «Особого приза жюри». Дотошная экранизация знаменитого «Дела Дрейфуса», вызвавшего раскол французского общества в конце XIX века. В 1984 году еврей Альфред Дрейфус на волне антисемитских настроений был обвинен в шпионаже и государственной измене и приговорен к пожизненной ссылке. Позже оказалось, что дело сфабриковано, но виновный в подлоге майор Эстерхази был оправдан. Реакцией на очередное несправедливое решение суда стала знаменитая речь писателя Эмиля Золя «Я обвиняю». К слову, таково было рабочее название и ленты Поланского.

Занятно, что выход в прокат фильма тоже сопровождается жаркой дискуссией. Она вызвана выдвинутыми актрисой Валентин Манье обвинениями Поланского в изнасиловании. Заявление актрисы было обнародовано как раз за неделю до старта фильма во Франции и привело к волне протестов. Имеет ли право Полански, который, сбежав из США, так и не отбыл заслуженного наказания за педофилию, а теперь вновь обвинен в преступлении, и дальше делать кино, показывать его широкой публике и полeчать награды? Вопрос на самом деле сложный и открытый. Во всяком случае в российский прокат картина выйдет. И если этическая сторона вас не сильно беспокоит, то оценить фильм, конечно же, стоит. 

В кинотеатрах с 30 января.

Следующий слайд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.