Как вернуть техническому осмотру здравый смысл

Источник: forbes.ru

Реформа системы технического осмотра (ТО) автомобилей — вечная тема, обсуждение которой в России не прекращается. Отчасти потому, что действующая схема справедливо кажется многим бесполезной: если машина исправна в момент диагностики, это не страхует от того, что через неделю у нее откажут тормоза. Отчасти из-за того, что техосмотр — это гигантский теневой рынок с годовым оборотом в 40 млрд рублей: при средней стоимости «левой» диагностической карты в 1000 рублей и с учетом того, что 80% автомобилистов покупают техосмотр, не вставая с дивана. Грех не побороться за полмиллиарда долларов США.

Свежее предложение по реформе поступило от оператора недавно запущенной системы электронных ПТС — компании «Электронный паспорт». Она разрабатывает сервис, который будет строить индивидуальный график прохождения ТО для каждого автомобиля в России, зависящий от уймы параметров: характеристик машины, особенностей ее эксплуатации, данных о ДТП и страховых случаях, возраста, пробега, и т. д. Проанализировав массив данных, программа присвоит транспортному средству «хороший» или «плохой» рейтинг. В первом случае ездить на ТО можно будет реже, во втором — чаще, а в самых запущенных случаях программа отправит ГИБДД запрос на запрет эксплуатации автомобиля.

Звучит очень по-современному, но, кажется, в борьбе за перераспределение денег автомобилистов сам смысл технического осмотра давно был выплеснут реформаторами вместе с водой. Напомню, что до этого нам предлагали внедрить систему видеонаблюдения на каждой станции технического осмотра, чтобы в случае чего наказывать нерадивых мастеров. Такая система обошлась бы налогоплательщикам примерно в 72 млрд рублей и не привела бы ни к чему.

Как же вернуть техосмотру утраченный смысл? Обратимся к зарубежному опыту. В США процент аварий по причине неисправности транспортного средства колеблется в диапазоне от 1,3% до 2,7%. В России — 3,8%, но, к сожалению, ГИБДД не раскрывает деталей. В Америке материалы доступны для анализа, и можно прийти к выводу, что всего только две неисправности являются причиной большинства подобных ДТП:

    неисправности, относящиеся к покрышкам или колесам;
    неисправности, относящиеся к тормозной системе.

Если взять доверительный интервал в 95%, то доля ДТП от вышеописанных причин может дойти до 82,8%.

Зачем тратить деньги налогоплательщиков на создание фантастически производительной компьютерной нейронной сети, которая на базе технологий машинного обучения будет определять индивидуальный интервал прохождения технического осмотра с точностью до наносекунды, если по факту две самых распространенных неисправности во время этой процедуры проверяются лишь вскользь?

Судите сами: если высота протектора соответствует техническому регламенту во время прохождения техосмотра, где гарантия, что шины не подвергнутся дополнительному износу в последующие месяцы? Такой гарантии нет. Еще проще: водитель может поменять колеса с хороших на негодные: скажем, летняя резина в порядке, но зимний комплект шин изношен и не соответствует требованиям. Как это проверить во время техосмотра? Никак.

Переходим к тормозам. Основные проблемы, которые приводят к авариям, заключаются в неисправности шлангов тормозной системы, из-за чего тормозная жидкость утекает или теряет свои свойства. Но как можно это выявить, если подъемник не входит в список оборудования, необходимого для аккредитации оператора технического осмотра? Опять-таки, никак. Тормозная система проверяется на роликовом стенде, где можно понять лишь одно — тормозит ли автомобиль в принципе и с каким усилием. Дефекты шлангов, равно как и износ тормозных колодок, на этом стенде увидеть невозможно.

Словом, нововведения, подобные описанным выше, выглядят, конечно, ультрасовременно и поражают дерзостью мысли, но к безопасности на дорогах относятся лишь косвенно. Бессмысленность действующей процедуры они не отменяют. Между тем существует более приземленный и дешевый, заметьте, способ решить проблему: совместить обязательный техосмотр с добровольным техобслуживанием.

На станции технического обслуживания (СТО), куда я, как и большинство водителей, приезжаю каждые 15 000 км, мастер обязательно осматривает на подъемнике все элементы тормозной системы, проверяет люфт рулевого управления, внимательно изучает шины и диски. В частности, именно проходя последнее ТО-75 (не путать с техосмотром), я получил рекомендации утилизировать летнюю резину, так как остаточная высота протектора уже не соответствовала техническому регламенту Таможенного союза.
Напрашивается упрощение процедуры технического осмотра, из которой нужно убрать добрую половину пунктов и предложить частным СТО проводить такую мини-диагностику поступающих к ним автомобилей. С занесением в базу данных электронного ПТС и базу данных страховщиков. Это будет логично и, что важно для автовладельцев, совместит в себе две по сути одинаковых процедуры, то есть позволит экономить время.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.