Как вернуть техническому осмотру здравый смысл

Источник: forbes.ru

Реформа системы технического осмотра (ТО) автомобилей — вечная тема, обсуждение которой в России не прекращается. Отчасти потому, что действующая схема справедливо кажется многим бесполезной: если машина исправна в момент диагностики, это не страхует от того, что через неделю у нее откажут тормоза. Отчасти из-за того, что техосмотр — это гигантский теневой рынок с годовым оборотом в 40 млрд рублей: при средней стоимости «левой» диагностической карты в 1000 рублей и с учетом того, что 80% автомобилистов покупают техосмотр, не вставая с дивана. Грех не побороться за полмиллиарда долларов США.

Свежее предложение по реформе поступило от оператора недавно запущенной системы электронных ПТС — компании «Электронный паспорт». Она разрабатывает сервис, который будет строить индивидуальный график прохождения ТО для каждого автомобиля в России, зависящий от уймы параметров: характеристик машины, особенностей ее эксплуатации, данных о ДТП и страховых случаях, возраста, пробега, и т. д. Проанализировав массив данных, программа присвоит транспортному средству «хороший» или «плохой» рейтинг. В первом случае ездить на ТО можно будет реже, во втором — чаще, а в самых запущенных случаях программа отправит ГИБДД запрос на запрет эксплуатации автомобиля.

Звучит очень по-современному, но, кажется, в борьбе за перераспределение денег автомобилистов сам смысл технического осмотра давно был выплеснут реформаторами вместе с водой. Напомню, что до этого нам предлагали внедрить систему видеонаблюдения на каждой станции технического осмотра, чтобы в случае чего наказывать нерадивых мастеров. Такая система обошлась бы налогоплательщикам примерно в 72 млрд рублей и не привела бы ни к чему.

Как же вернуть техосмотру утраченный смысл? Обратимся к зарубежному опыту. В США процент аварий по причине неисправности транспортного средства колеблется в диапазоне от 1,3% до 2,7%. В России — 3,8%, но, к сожалению, ГИБДД не раскрывает деталей. В Америке материалы доступны для анализа, и можно прийти к выводу, что всего только две неисправности являются причиной большинства подобных ДТП:

    неисправности, относящиеся к покрышкам или колесам;
    неисправности, относящиеся к тормозной системе.

Если взять доверительный интервал в 95%, то доля ДТП от вышеописанных причин может дойти до 82,8%.

Зачем тратить деньги налогоплательщиков на создание фантастически производительной компьютерной нейронной сети, которая на базе технологий машинного обучения будет определять индивидуальный интервал прохождения технического осмотра с точностью до наносекунды, если по факту две самых распространенных неисправности во время этой процедуры проверяются лишь вскользь?

Судите сами: если высота протектора соответствует техническому регламенту во время прохождения техосмотра, где гарантия, что шины не подвергнутся дополнительному износу в последующие месяцы? Такой гарантии нет. Еще проще: водитель может поменять колеса с хороших на негодные: скажем, летняя резина в порядке, но зимний комплект шин изношен и не соответствует требованиям. Как это проверить во время техосмотра? Никак.

Переходим к тормозам. Основные проблемы, которые приводят к авариям, заключаются в неисправности шлангов тормозной системы, из-за чего тормозная жидкость утекает или теряет свои свойства. Но как можно это выявить, если подъемник не входит в список оборудования, необходимого для аккредитации оператора технического осмотра? Опять-таки, никак. Тормозная система проверяется на роликовом стенде, где можно понять лишь одно — тормозит ли автомобиль в принципе и с каким усилием. Дефекты шлангов, равно как и износ тормозных колодок, на этом стенде увидеть невозможно.

Словом, нововведения, подобные описанным выше, выглядят, конечно, ультрасовременно и поражают дерзостью мысли, но к безопасности на дорогах относятся лишь косвенно. Бессмысленность действующей процедуры они не отменяют. Между тем существует более приземленный и дешевый, заметьте, способ решить проблему: совместить обязательный техосмотр с добровольным техобслуживанием.

На станции технического обслуживания (СТО), куда я, как и большинство водителей, приезжаю каждые 15 000 км, мастер обязательно осматривает на подъемнике все элементы тормозной системы, проверяет люфт рулевого управления, внимательно изучает шины и диски. В частности, именно проходя последнее ТО-75 (не путать с техосмотром), я получил рекомендации утилизировать летнюю резину, так как остаточная высота протектора уже не соответствовала техническому регламенту Таможенного союза.
Напрашивается упрощение процедуры технического осмотра, из которой нужно убрать добрую половину пунктов и предложить частным СТО проводить такую мини-диагностику поступающих к ним автомобилей. С занесением в базу данных электронного ПТС и базу данных страховщиков. Это будет логично и, что важно для автовладельцев, совместит в себе две по сути одинаковых процедуры, то есть позволит экономить время.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Пермьпотребсовет

пермьпотребсовет

permpotrebsovet.net

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.