Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС

Источник: forbes.ru

Независимые АЗС в регионах контролируются местными монопольными структурами и являются реальными виновниками роста цен на бензин и дизельное топливо. Об этом рассказал в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.

По его словам, в России сложилась конструкция, при которой в ряде регионов сформировались монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые заинтересованы в росте цен на топливо. Сечин напомнил, что на долю вертикально интегрированных компаний приходится 70% розничного рынка топлива, а на независимые сети АЗС — не больше 30%. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Сечин пояснил, что если крупная компания установит более низкие цены, то сразу станет предметом антимонопольного разбирательства, а потому вынуждена подстраиваться и поднимать цены.

В качестве примера глава крупнейшей российской нефтяной компании привел один из регионов, где из 300 работающих АЗС лишь шесть принадлежат «Роснефти». Формула ценообразования в этом регионе завязана на двух монопольных структурах, диктующих цены, и десятке посредников с теми же собственниками, что у сетей АЗС. «То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети», — пояснил Сечин. Он отметил такую «поразительную вещь», что даже сделки на бирже происходят только в интересах этих компаний.

Сечин также упомянул о работающей в Приморском крае компании «Октан», которая формально владеет десятком АЗС. Владелец этой сети, по словам главы «Роснефти», обвиняет вертикально интегрированные компании в том, что они душат частный бизнес, а на самом деле «именно он формирует ценообразование в регионе».

Глава «Роснефти» объяснил сложившуюся ситуацию одним словом: «Коррупция».

На обвинение в том, что вертикально интегрированные компании выдавливают с рынка независимых игроков, Сечин ответил, что такая тенденция прослеживается во всем мире, где сети АЗС привязаны к НПЗ.

Сечин назвал действующие цены на топливо на АЗС «Роснефти» справедливыми, так как они рассчитаны в соответствии с рекомендациями Минэнерго. Глава «Роснефти» уверен, что замороженные до 31 марта по соглашению нефтяников с правительством цены удастся сдержать. По поводу возможного изменения цен на топливо после этого срока он ответил, что в топливной рознице важно сохранить рыночное ценообразование и подготовить «действительно универсальные решения, а не просто ручное управление».

31 октября вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководителями 11 крупнейших нефтяных компаний, главами независимых сетей АЗС и представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В совещании участвовали представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Русснефти», «ННК», «Нового потока», «Татнефти», «ТАИФ-НК», «Иркутской нефтяной компании», «Зарубежнефти» и «Газпрома».

Стороны договорились до 31 марта 2019 года сдерживать оптовые цены на топливо на уровне июня 2018 года, а затем плавно индексировать их в размере годовой инфляции 4-4,6%. Было решено, что если какая-либо из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, то правительство введет запретительные пошлины на экспорт топлива.

На подобные меры правительство пошло на фоне второго за год резкого подорожания топлива на АЗС. Первый раз цены на бензин подскочили весной. К середине апреля розничная цена на бензин превысила 40 рублей, а к началу июня — уже 43 рубля. В целом с января по июнь бензин в рознице подорожал на 9,4%.

В результате правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо. Нефтяники в ответ зафиксировали цены на уровне 30 мая 2018 года. Но в середине августа цены на бензин снова резко выросли на 5%.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.