«Родители не могут «привить» своим детям любопытство и исследовательский дух. Всё это и так у них есть»

Правда ли, что в старости люди уже не могут учиться чему-то новому? Что делать, если ребёнок в 4 года не знает цвета и не интересуется ими? У кого при рождении мозг больше — у мальчиков или у девочек? Как «умнеет» ещё не родившийся ребёнок в утробе матери? Рассказывают Михаэль и Регина Хаух, авторы книги «Между заботой и тревогой».

Русскоязычная версия книги недавно вышла в издательстве «Бомбора». С любезного позволения издательства публикуем отрывок.

* * *

Еще наши предки понимали важность первых лет жизни для развития человека: «Если хочешь стать мастером, учись с ранних лет». К счастью, это не совсем так. Люди учатся в течение всей жизни; даже в преклонном возрасте они могут усваивать, запоминать и применять новые знания. Но они никогда уже не будут такими открытыми, такими любопытными и восторженными, как в первые годы после рождения, никогда больше они не будут способны узнать и запомнить так много и с такой легкостью. Сочетание неутомимого рвения и невероятно высокой способности к обучению позволяет беспомощному младенцу за несколько месяцев стать ребенком, который сначала ползает, а потом ходит, который может общаться и понимать своих собратьев, который обдумывает и пробует новое, а также абстрактно мыслит и все больше развивается, превращаясь в личность.

Кажется, что обучение дается детям легко. На самом деле их мозг выполняет невероятную работу: он развивается, пока работает. Он меняется и становится больше с каждой новой задачей. Он самостоятельно перепрограммируется в зависимости от того, как его используют.

Обучение начинается ещё до рождения

На протяжении веков считалось, что люди приходят в этот мир подобными чистым листам и начинают учиться только с рождения или даже позже. Однако за последние несколько десятилетий нам стало больше известно об этом процессе: человеческий мозг начинает учиться задолго до рождения. Поначалу мозг состоит всего из нескольких крошечных пузырьков. Они неоднократно выворачиваются внутрь и наружу и постепенно образуют разные части мозга. Нервные клетки растягиваются, разветвляются и ищут контакт с соседними клетками.

Появляются щели, борозды и изгибы, и постепенно развивается типичная форма мозга в виде ореха, а вместе с ней и способность к обучению. Исследователи изучали раннюю способность к обучению в ходе многочисленных экспериментов. Например, когда плод слышит шум сквозь стенку материнской утробы, его маленькое сердечко начинает биться быстрее, а крохотное тельце дергается. Если повторить звук несколько раз, эта реакция постепенно утихает. Плод привыкает к раздражителю.

Нерожденный ребенок может «замечать» звук до 24 часов подряд. Начиная с третьего месяца плод начинает шевелиться. На снимках УЗИ видно, как он время от времени сильно подергивается. У этого подергивания есть цель.

С каждым спонтанным движением плода в утробе матери нервные клетки в мозгу формируют очень специфические паттерны и, таким образом, сохраняют двигательные ощущения. Так нерожденный ребенок учится: какие мышцы руки нужно задействовать, чтобы что-то схватить? Как повернуться? Какие мышцы нужно привести в движение, чтобы поднять или опустить ногу? Тело передает бесчисленное количество информации в мозг, который сохраняет ее и, таким образом, постепенно становится все умнее.

Свет, голоса и музыка проникают сквозь стенку материнской утробы и достигают плода. Каждый день органы чувств нерожденного ребенка продолжают развиваться. Они начинают улавливать все больше внешних раздражителей и передавать их в мозг в виде электрических сигналов. Клетки мозга реагируют на эти электрические стимулы, все плотнее соединяясь между собой. Постепенно благодаря сенсорным ощущениям в мозгу нерожденного ребенка образуется все сильнее уплотняющаяся сеть нервных клеток. Эта сеть представляет собой своеобразное индивидуальное отражение собственного тела и внешнего мира. Она продолжает расти с каждым новым раздражителем. Таким образом, нерожденный ребенок постепенно создает свой собственный мозг — уникальное творение, которое хранит его личный опыт и идеально подходит своему хозяину.

Развитие мозга: сеть дорог в голове

После рождения развитие человеческого мозга еще долго не завершается. Исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета под руководством Доминика Холланда, показывает, что наиболее интенсивный рост наблюдается в первые несколько дней после рождения. Быстрее всего развивается мозжечок, отвечающий за координацию движений.

Врачам уже более 200 лет известно, что мозг увеличивается в первые несколько месяцев. Они просто измеряли и записывали окружность головы младенцев. Однако то, как развиваются отдельные структуры мозга, оставалось для них тайной. Благодаря магнитно-резонансной томографии (МРТ) это удалось выяснить без воздействия опасного облучения. Команда Доминика Холланда с помощью МРТ несколько раз просканировала 87 здоровых младенцев в первые три месяца жизни.

При рождении размер мозга у мальчика составляет 347 см3, а у девочки — 335 см3. К 90-му дню жизни он увеличивается на 66% у мальчиков и на 63% у девочек. Скорость роста была максимальной — по одному проценту в день, начиная с рождения, и снизилась на 0,4% в день к концу 90-го дня.

В ходе исследования самый сильный рост был зафиксирован в мозжечке младенцев, который впоследствии будет хранить программы последовательностей движений для ползания, бега и других автоматических процессов. Его объем удваивается в течение первых трех месяцев. Потому что скоро он должен быть готов к использованию. Оба гиппокампа, «архивные камеры» мозга, которые внешне напоминают маленьких морских коньков и впоследствии отвечают за уплотнение содержимого памяти, увеличились только на 47%. Как известно, память человеку понадобится несколько позже.

В мозгу происходит много всего

С каждой новой крупицей информации, которую глаза, уши, кожа и нос передают в мозг, нервные клетки организуются. Они соединяются друг с другом с помощью отростков, образуя все более плотные паттерны. Это заставляет мозг расти.

У новорождённого каждая клетка мозга имеет в среднем 2500 участков контакта с другими нервными клетками. В трёхлетнем возрасте их уже 15 000.

Позже этот процесс замедляется, но постоянный поток новой информации продолжает создавать новые связи и контакты между нервными клетками. Сеть клеток становится все более плотной, подобно сети дорог в мегаполисе, которая быстро развивается как по вертикали, так и по горизонтали. Постоянно создаются новые связи, их гораздо больше, чем когда-либо понадобится ребенку. Этот избыток связей является своего рода мерой предосторожности.

Трюк эволюции, который гарантирует, что люди хорошо оснащены для выполнения всех возможных задач, которые однажды могут их ожидать. Сохранится ли соединение, зависит от того, как часто оно используется. Если в месте контакта между двумя нервными волокнами импульсы передаются особенно часто, связь между двумя клетками становится сильнее. Это похоже на проторенную тропу: если по ней каждый день будет ходить много людей, она станет шире и, возможно, однажды превратится в настоящую дорогу. Если же ей никто не пользуется, она со временем зарастает и исчезает.

Если импульс проходит через участок контакта очень редко, он атрофируется и связанные с ним нервные отростки отмирают. Природа не терпит ничего лишнего. Асцидия, крошечный оболочник, просто переваривает свой мозг, как только заканчивает свое блуждание по морям. Если просто оставаться приклеенным к камню, мозг будет чистейшим расточительством: ему нужна энергия, но он бесполезен. Лучше мыслительный орган превратить в сытную трапезу! Конечно, люди так не могут. Но здесь логика такая же: используешь или теряешь. У людей неиспользуемые связи просто разрушаются. Пока не останутся только те, которые нам действительно нужны. Но на ранней стадии развития, когда мозг постоянно создает новые контакты между нервными клетками, ребенок может научиться невероятному множеству различных вещей, гораздо большему, чем когда-либо в жизни.

Лилли

Четырехлетняя Лилли не интересуется цветом. Все попытки ее воспитателей и матери пробудить у Лилли интерес к цвету терпят неудачу. «Что еще я могу сделать?» — спрашивает мать. «Оставить в покое. Подождите, пока Лилли сама не заинтересуется цветом».

Лилли не может отличить красный от розового, но она может с легкостью объединить слова хомяк, коза и кошка под общим термином «животные». Напряженная интеллектуальная работа. Это доставляет Лилли огромное удовольствие, и она часто просит мать называть слова, для которых она может найти общие определения.

Цвета могут подождать. Поскольку мать постоянно давит на Лилли с темой цвета, Лилли становится неуверенной в себе. Когда-нибудь Лилли заинтересуется цветами и с легкостью выучит их. Когда этот момент наступит, Лилли решит сама.

Родители не могут «привить» своим детям любопытство и исследовательский дух. Все это и так у них есть. Достаточно, чтобы родители предлагали ребенку возможность получить опыт. Ребенок заинтересуется и будет использовать его, как только стадия развития достигнет точки, когда у него появятся «антенны» для восприятия нового. Любая настойчивость лишь приводит к тому, что родители сосредотачиваются на слабостях своего ребенка, тем самым подрывая его самооценку и обостряя отношения.

Родители помогут своему ребенку гораздо больше, если будут просто наблюдать за ним. Таким образом, они узнают, как он себя ведет, и смогут в игровой форме поддержать его выбор. Внимательные родители позволяют ребенку вести их, даже если не всегда понимают, почему их ребенку так весело строить башенки и разрушать их. Большинство родителей интуитивно знают, что их ребенок делает что-то очень осмысленное. Он узнает, при каких условиях составленные кубики стоят на месте, он узнает кое-что о силе тяжести и усилии, с которым он может заставить башенку рухнуть и при этом создать много шума.

Он счастлив, когда родители поощряют его любопытство и хвалят.

Вам может быть интересно:

Безглютеновый ребёнок, или Когда родители игнорируют науку.

Источник: 22century.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.