Черное зеркало рисков

 

Страховщикам в ближайшие десять лет предстоит стать ИТ-компаниями, а цифровизация страхового бизнеса ударит по тарифам — таковы ожидания ЦБ и аналитиков.

 

Презентация первого зампреда ЦБ Сергея Швецова о будущем страхового рынка на ближайшие десять лет, с которой он выступил на летней международной конференции по страхованию, поразила воображение аудитории. «Главное явление, которое нас настигнет через десять лет, — появление бота на стороне человека … киборга, который удовлетворяет потребности человека в общении с финансовым рынком», — предсказывал Сергей Швецов. Он назвал этих киборгов «сурами» — по аналогии с подобными персонажами в романе Виктора Пелевина S.N.U.F.F. Прорыв в области больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения позволит сильно сократить участие человека в бизнес-процессах в страховании, а одним из главных трендов станет усиление роли электронных каналов продаж.

 

Законы о защите данных будут смягчены, ожидает Сергей Швецов: «Молодые поколения заинтересованы в индивидуальном предложении, а оно невозможно без (больших) данных». Появится рынок данных, возникнут дата-хабы, которые не будут принадлежать финорганизациям, но финрынок сможет ими пользоваться, считает он. 

 

«Все финансовые компании должны стать ИТ-компаниями, потому что если вы аутсорсите ИТ, то вы не можете конкурировать на уровне time to market (время на запуск новой функции)», — дал Швецов пищу для размышлений страховщикам. Он привел данные консалтинговой фирмы Olyver Wyman, сравнившей группы традиционных и технологических банков: стоимость привлечения клиента для них составляет $150 и $30 соответственно, время на запуск новой функции — три-шесть месяцев и две недели, количество розничных клиентов на одного сотрудника — менее тысячи в традиционном банке и более 2,5 тыс. в случае цифрового банка. Страховщикам придется конкурировать с бигтехами — технологическими гигантами, такими как «Яндекс», Google, Alibaba. 

 

По мнению чиновника Центробанка, изменится и само содержание страховой услуги, ее ценность будет измеряться временем: «Если сегодня задача каско — компенсировать расходы гражданина на ремонт пострадавшего автомобиля, то через десять лет, я думаю, главным критерием будет снизить количество секунд, которые человек будет без своего автомобиля». 

 

Революция уже началась 

 

Представители компаний по мере прихода в себя от прогнозов первого зампреда ЦБ начали уверять, что страховой ретейл уже активно развивает «цифру» — онлайн-продажи и урегулирование применяются в страховании путешественников, страховании от несчастных случаев, страховании жилья, ипотеки, электроники, банковских карт, ДМС, перечисляет гендиректор «Тинькофф Страхования» Иван Мироненко. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), через интернет оформляется около половины продаваемых полисов ОСАГО. В каско переход в онлайн осложняется необходимостью предстрахового осмотра машины. При этом отдельные решения по онлайн-продажам и урегулированию в каско у крупных страховщиков уже появляются, компании стремятся предложить полный онлайн-цикл существования каско — от продажи до урегулирования. Страховщики считают, что вполне преуспели в развитии цифровых сервисов. Как говорит заместитель генерального директора по развитию бизнеса ВСК Ольга Сорокина, «уже не нужно ехать в офис, чтобы оформить или продлить страховой полис, заявить убыток можно на месте ДТП, чтобы записаться в клинику к врачу или получить консультацию — достаточно открыть мобильное приложение». 

 

Большие данные — тоже уже настоящее. Страховщики используют big data при построении моделей риска, тарификации и в андеррайтинге. Но пока это позволяет лишь косвенно управлять рисками: например, открытые данные ГИБДД об авариях позволяют проверить автомобиль по VIN-номеру на предмет зафиксированных ДТП. Революцией в использовании big data станет развитие Бюро страховых историй (БСИ). Пока БСИ (создано в 2015 году) работает для сбора информации по узкому спектру договоров — каско и добровольного страхования автогражданской ответственности. Оператор БСИ — Российский союз автостраховщиков планирует в 2020 году запустить обновленный модуль бюро, который технически можно будет распространить на все виды страхования, рассказал ИТ-директор РСА Алексей Самошин. Вокруг информационной базы планируется создать национальный риск-офис, на основе данных которого страховщики смогут создавать персональные предложения, добавил он. 

 

Уже сейчас компании строят модель персональной оценки рисков, используя искусственный интеллект: он обрабатывает больший объем информации, чем классическая скоринговая модель. В результате при тарификации оценивается около 70 факторов вместо стандартных 10-20, что позволяет снизить цену до 30% для 70% клиентов за счет более точной оценки, говорит глава онлайн-платформы по продаже страховых услуг Mafin Алексей Тимонин. Для дальнейшей персонализации понадобятся новые источники данных о клиенте — придется анализировать его увлечения, хобби, профессиональную деятельность, считает Ольга Сорокина. 

 

Но не все ожидания, заявленные в презентации представителя ЦБ, сбудутся, уверены аналитики. Директор по рейтингам страховых компаний агентства «Национальные кредитные рейтинги» Евгений Шарапов скептически относится к перспективе открытости данных. «Реалии скорее говорят о том, что страховые компании будут очень трепетно относиться к накопленной статистике и защищать доступ к данным», — считает эксперт. 

 

Когда будущее наступит 

 

Переход на электронные каналы продаж произойдет раньше, чем через десять лет, — уже сейчас многое можно сделать онлайн, считает Ольга Сорокина. «Это может стать существенным риском для компаний, которые полагаются на агентский канал, — им придется переосмыслить бизнес-модель», — предупреждает Алексей Тимонин. По словам Евгения Шарапова, основной канал продаж страховых продуктов — банки — дорогой способ продвижения, онлайн будет ему конкуренцией. 

 

В такой среде предпочтения потребителя на 80% будет определять брокер-бот, считает Сергей Швецов. «Подумайте, может быть, имеет смысл начать сейчас инвестировать в разработку сур», — предложил он страховщикам. 

 

Брокер-бот должен создаваться сторонним агрегатором — чтобы бот, действуя в интересах клиента, взаимодействовал с несколькими страховщиками, возражает Иван Мироненко. «Брокер-бот может стать одним из инструментов, но вряд ли в ближайшем будущем он будет способен полностью заменить существующие процессы выбора страховой услуги», — считает он. Переход в онлайн может быть негативно воспринят частью клиентов, которые в силу возраста или иных причин не готовы переходить к полностью дистанционному общению со страховщиком, поясняет глава блока цифрового бизнеса «Росгосстраха» Дмитрий Литовченко. Но сегмент консервативной аудитории будет небольшим, прогнозирует Алексей Тимонин. 

 

Маржа страховщиков в результате цифровизации станет незначительной, считает Сергей Швецов: «Так как точность определения рисков благодаря данным улучшится, то ценовая конкуренция очень сильно задавит тарифы». Текущей уровень ROE (возврата на капитал) страховщиков — около 30%, в перспективе десяти лет он уменьшится, но не будет околонулевым, считает Евгений Шарапов. Потенциал для снижения цен есть в сегментах с высокими комиссиями — например, в страховании от несчастных случаев, где комиссии достигают 90%. Ценовая конкуренция позволит их снизить, но за десять лет это явление не получится убрать совсем, прогнозирует он. 

 

По словам Алексея Тимонина, в перспективе тарифы могут упасть на 30% для большинства клиентов. При этом точная оценка рисков позволяет снизить убыточность страховщика на 10 п.п. и более, так что индивидуальная цена скорее создает возможности для роста прибыли, оптимистичен эксперт. 

 

Развитие онлайн-продаж также будет способствовать росту прибыли — стандартная комиссия агенту или брокеру составляет 30-40%. А в конечном счете от сокращения армии посредников выиграют клиенты, уверены эксперты. Вырастет доступность страховых услуг, говорит Ольга Сорокина: «Люди будут страховать услуги, которыми пользуются в обычной жизни каждый день: каршеринг, поездка на такси, аренда квартиры, банковские услуги и прочее». 

Источник: strastr.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.